Отчет за 2016 год

Файл в формате PDF (Скачать)
Проведена оценка качественных изменений основных образовательных программ, получивших международную/профессионально-общественную аккредитацию.

Мониторинговые исследования были проведены в соответствии с Планом реализации Проекта с 10.09.2016 по 25.09.2016. Первостепенно исследования были направлены на оценку выполнения рекомендаций экспертов по результатам независимой оценки качества образования на основании отчетов учебных подразделений. Были представлены отчеты по 10 ООП, 4 из которых прошли аккредитацию в 2014 году:

  1. Управление проектами по разработке программного обеспечения (02.04.02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии»).
  2. Математическое и программное обеспечение прикладного вероятностного анализа (01.04.02 «Прикладная математика и информатика»).
  3. Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг (15.04.03 «Прикладная механика»).
  4. Исследования Европейского Союза (41.04.05 «Международные отношения»).
2015 год
  1. Приборы и устройства нанофотоники  (12.04.03 «Фотоника и оптоинформатика»).
  2.  Информационные системы и технологии в геодезии и картографии (09.04.02 «Информационные системы и технологии»).
  3. Механика жидкостей, газа и плазмы (01.04.03 «Механика и математическое моделирование»).
  4. Проектирование и конструирование промышленных космических систем             (16.04.01 «Техническая физика»).
  5. Финансы и учет в организациях (38.04.08 «Финансы и кредит»).
  6. Психология безопасности и здоровья  (37.04.01 «Психология»).

Отчет физического факультета о выполнении рекомендаций экспертов по результатам оценки программы «Информационные системы и технологии в геодезии и картографии» по направлению подготовки 09.04.02 «Информационные системы и технологии» за 2016 г. приведен в приложении 1.1. Отчет фиксирует замечания экспертов, мероприятия по их устранению, основные результаты с документальным подтверждением. В числе ключевых результатов: корректировка основной образовательной программы, включая учебный план, рабочие программы дисциплин, практик, карты компетенций с учетом профессиональных стандартов «Программист», «Геодезист» и «Специалист по применению геоинформационных систем и технологий для решения задач государственного и муниципального уровня»; формирование банка данных кафедры о предприятиях – потенциальных работодателях в отраслях ИТ, геодезии и картографии, информационных спутниковых систем с целью их привлечения в учебный процесс и процесс управления программой; коммерчески значимые результаты научной деятельности выделены в отдельные объекты интеллектуальной собственности.

Отчет механико-математического факультета по выполнению рекомендаций экспертов по результатам оценки программы «Механика жидкостей, газа и плазмы» по направлению подготовки 01.04.03  «Механика и математическое моделирование» за 2016 г. приведен в приложении 1.2. Все отмеченные рекомендации экспертов учтены: модернизирована дисциплина программы «Аэротермохимия», с включением разделов магнитной гидро-газодинамике и механике плазменных течений; расширена практика представления  результатов научных исследований через выступления студентов на конференциях разного уровня и публикации в рецензируемых журналах, в том числе в WoS и Scopus; пересмотрена практика утверждения и выполнения тем ВКР, с обязанным включением работодателей в качестве консультантов или лиц, осуществлявших научное руководство ВКР; активизировано участие научно-педагогических работников кафедры в выполнении грантов РФФИ и Гранта Президента РФ по исследованию плазменных течений. Ведется поиск заказчиков (стратегических партнеров); разработка электронных версий учебных материалов для размещения в системе e-learnig; усилен контроль освоения компетенций, направленных на развитие навыков проявления инициативы и ответственности; навыков демонстрации результатов самостоятельной научно-исследовательской работы через активное вовлечение студентов в конференции, научные семинары.

Отчет радиофизического факультета о выполнении рекомендаций экспертов по результатам оценки программы «Приборы и устройства нанофотоники» по направлению подготовки 12.04.03 «Фотоника и оптоинформатика» за 2016 г. приведен в приложении 1.3. Все предложения экспертов приняты к исполнению. Основные результаты заключаются в изменении структуры и содержания ООП: в отчете по технологической практике отражен жизненный цикл инновационных продуктов; в программы дисциплин «Управление инновационными проектами», «Волоконно-оптические линии связи» включено  курсовое проектирование. В 2017 году в планах по развитию программы включение в отчет по НИР, ВКР разделов по финансовому менеджменту, ресурсоэффективности и ресурсосбережению, социальной ответственности программ; повышение эффективности системы академической мобильности студентов, предусматривающей изучение ряда дисциплин (модулей) учебного плана, выполнение научных исследований, прохождение практик и стажировок в ведущих научно-образовательных или научно-производственных центрах в РФ и/или за рубежом.

Отчет факультета психологии по выполнению рекомендаций экспертов аккредитационного агентства FIBBA, оценивающих программу «Психология безопасности и здоровья» по направлению подготовки 37.04.01 «Психология», представлен в приложении 1.4. Руководителем программы учтены все замечания экспертов и принят комплекс мер по устранению недостатков и дальнейшему совершенствованию сильных сторон программы. В частности, в целях усиления языковых компетенций студентов проведены следующие мероприятия: увеличена доля обязательной и рекомендованной литературы на английском языке для дисциплин программы; в содержании ВКР магистрантов появилась обязательная аннотация на английском языке; на базе Международного центра исследований развития человека прошла летняя школа «Факторы риска в формировании индивидуальных траекторий детского развития»; проведены два научно-практических семинара по проблемам психогенетики и когнитивного развития, предполагающих выступления студентов семинара с международным участием для магистрантов и молодых ученых, а также семинары Томаша Блоньевски, ассистента кафедры генетической и клинической психологии НИ ТГУ для студентов и преподавателей: «Междисциплинарные исследования в психологии, генетике и образовании», «Статистические методы на английском языке для студентов и преподавателей». Для выполнения рекомендации по развитию внешней оценки образовательной программы было проведено анкетирование работодателей (декабрь 2015 г.) на предмет оценки их удовлетворенности уровнем профессиональной подготовкой выпускников программы, результаты использовались при корректировке содержания дисциплин; создана база данных выпускников магистерской программы с целью их оперативного привлечения для продвижения программы. В целях повышения информированности об образовательной программе среди российских и иностранных абитуриентов были подготовлены рекламные буклеты программы на русском и английском языках, распространенные на международных образовательных выставках в Москве и Ташкенте.

Отчет кафедры механики деформируемого тела по выполнению рекомендаций экспертов по результатам независимой оценки качества ООП «Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг» за 2016 г. не обнаруживает новых качественных изменений за исключением реализации соглашения о проведении НИР с Институтом физики прочности и материаловедения СО РАН. Большинство рекомендаций по совершенствованию ООП были учтены в 2015 г.

Руководством магистерской программы «Проектирование и конструирование промышленных космических систем» по направлению подготовки 16.04.01 «Техническая физика» в 2016 г. произведен ряд мероприятий по совершенствованию программы и выполнению рекомендаций экспертов. Так, был актуализирован комплект ООП за счет внесения специальных профессиональных компетенций, отражающих потребности рынка труда; внесены изменения в программу ГИА за счет уточнения формулировки технического задания ВКР с акцентом на научный результат (методику, технологию, модель); изложена стратегия развития ООП на ближайшие пять лет. Среди учтенных рекомендации: оформление актов внедрения результатов ВКР; сотрудничество с отраслевыми предприятиями на территории Сибирского федерального округа (АО НПЦ «Полюс», АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнева, ТУСУР). 

Отчет факультета прикладной математики и кибернетики по выполнению рекомендаций экспертов по результатам оценки программы «Математическое и программное обеспечение прикладного вероятностного анализа» по направлению подготовки 01.04.02 «Прикладная математика и информатика» представлен в приложении 1.5. Достигнутые результаты: актуализирована информационная составляющая программы на сайте факультета; активизирована работа с партнерами (работники ООО НТП «Киберцентр» привлечены к участию в управлении программой, проведении занятий, руководству  подготовкой магистров; в ходе конференции ОАО ТомскНИПИнефть (май 2016 г.) обсуждены технологии и методики, применяемые в реализации программы). Работодатели принимают участие в анкетировании с целью выявления степени удовлетворенности пройденными образовательными дисциплинами. Расширен пул преподавателей, привлекаемых к проведению мастер-классов и открытых лекций (2016 г. – лекции профессоров из Белоруссии, Италии, Голландии и Германии).

Динамику качественных изменений программ позволяют отследить и введенные в 2016 году показатели эффективности (приложение 1.6). Основные показатели развития ООП: набор студентов на первый курс обучения, набор иностранных студентов; количество дисциплин, полностью или частично преподаваемых на английском языке; количество привлеченных зарубежных лекторов; количество работодателей, вовлеченных в учебный процесс, практическое применение результатов научно-исследовательских проектов; количество дисциплин, измененных в соответствии с профессиональными стандартами (ПС) и т.д.

Сравнение с показателями 2015 позволяет проследить динамику изменений по каждой программе, сделать вывод о востребованности программы, удовлетворенности результатами обучения основных потребителей образовательных услуг и соответствии программы потребностям рынка труда. 

Так, очевидными изменениями в 2016 году по ООП «Финансы и учет в организациях» (первый набор на программу состоялся в 2015/2016 году) являются (рисунок 1):

  • стабильно высокий набор студентов (17 студентов, из которых 13 приняты на договорной основе);
  • количество дисциплин, преподаваемых на английском языке – 5;
  • количество привлеченных зарубежных лекторов – 1;
  • количество соглашений о проведении практик, включая компании, являющиеся налогом зарубежных – 10.
 

Рисунок 1 – Динамика показателей эффективности образовательной программы
«Финансы и учет в организациях»
 

Заметны успехи, достигнутые руководством магистерской программы «Психология безопасности и здоровья» (рисунок 2):

  • по сравнению с 2015 годом набор на 1-ый курс магистратуры увеличился на 60% (с 13 до 21 человека);
  • количество дисциплин, преподаваемых на английском языке, не изменилось – 10;
  • в 2,5 раза увеличено количество зарубежных лекторов, привлеченных к образовательному процессу (с 5 до 12);
  • заключено два новых соглашения с работодателями о прохождении магистрантами профессиональной практики (всего 18 соглашений).
 

Рисунок 2 – Динамика показателей эффективности образовательной программы
«Психология безопасности и здоровья»
 

Динамика изменений по ООП «Приборы и устройства нанофотоники» за отчетный период (рисунок 3):

  • набор на 1-ый курс увеличился в 2,5 раза (с 5 до 12 человек), в том числе количество иностранных студентов в 3,5 раза (с 2 до 7), из них двое студентов из дальнего зарубежья;
  • рабочие программы 12 дисциплин были изменены в соответствие с действующим профессиональным стандартом (ПС);
  • доля ВКР, результаты, которых нашли практическое применение на предприятиях и организациях (акты внедрения) увеличилась на 25%.

Рисунок 3 – Динамика показателей эффективности образовательной программы
«Приборы и устройства нанофотоники»
 

В 2016 году рост качественных показателей прослеживается по программе «Информационные системы и технологии в геодезии и картографии» (рисунок 4):

  •  набор на 1-ый курс увеличился в 2 раза (с 5 до 10 чел.);
  • с учетом 3 профессиональных стандартов проведена корректировка 10 рабочих программ;
  • ВКР, результаты, которых нашли практическое применение на предприятиях и организациях (акты внедрения) увеличилась на 25%.

Рисунок 4 – Динамика показателей эффективности образовательной программы
«Информационные системы и технологии в геодезии и картографии»

Увеличение набора на первый курс (на 50% - 10 до 15 чел.) также отмечено по магистерской программе «Механика жидкостей, газа и плазмы».

Магистерские программы «Вычислительная механика и компьютерный инжинирнг», «Проектирование и конструирование промышленных космических систем» и «Математическое и программное обеспечение прикладного вероятностного анализа» заметного роста показателей эффективности за 2015/16 год не продемонстрировали.

Получение международной и профессионально-общественной аккредитации образовательными программами является достижением, свидетельствующим о качестве предлагаемого образования и определяющим успешность их продвижения на национальном и международном рынках.

Оценка качественных изменений основных образовательных программ, прошедших процедуры международной и профессионально-общественной аккредитации, показала выполнение рекомендаций экспертов с подтверждением результатов проведенными мероприятиями за отчетный период. Принятие рекомендаций экспертов напрямую свидетельствует об изменении условий реализации ООП и управленческих решений по устранению недостатков и дальнейшему совершенствованию сильных сторон программ, позволяя сделать вывод об эффективности проведения процедур внешней независимой оценки. Организованные мониторинговые исследования дают возможность оценить динамику изменений и повышение конкурентоспособности программы, степени признания данной программы сообществами партнеров, выпускников, абитуриентов и других потребителей образовательных услуг.